Детская библиотека

Блог Центральной детской библиотеки им А.П. Гайдара
Наш адрес: Минская область, г.Борисов, ул. Чапаева, д. 3

вторник, 19 ноября 2013 г.

Война глазами ребёнка

вторник, ноября 19, 2013
0




День 22 июня 1941 года войдет в историю, как начало Великой Отечественной войны советского народа против фашистской Германии, которая совершила разбойничье нападение на Советский Союз. 200-миллионный советский народ, как один, подымается на борьбу против разбойников, вторгшихся в наш родной дом. В борьбе с бесчисленными врагами народы СССР создали свою свободную и могучую родину. Героической борьбой и упорным трудом завоевали они это отечество, защищая его грудью своей. Из крови и грязи первой мировой империалистической войны, из невероятной разрухи гражданской войны подняли советские люди на невиданную высоту свою родину, они превратили отсталую прежде страну в могучую и передовую страну. Эту борьбу возглавила великая партия Ленина — Сталина.


Прошло немало лет, как отгремела Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Тогда весь белорусский народ поднялся на борьбу с врагом – немецко-фашистскими захватчиками. В партизанской борьбе участвовали и юные герои. Здесь нет не выдуманных событий и выдуманных героев. Каждый мальчик и девочка действительно жили и некоторые живут до сих пор среди нас. Они прославились бессмертными героическими подвигами во имя Родины в грозные годы Великой Отечественной войны.  





В Неметчине


Однажды немцы окружили нашу деревню, забрали коров, свиней, овец, а потом стаи хватать людей.
Нас в семье было семеро: папа, мама, двое братьев и три сестры. Всех нас загнали на какую-то зелёную машину, крытую брезентом. Папа с мамой сидели на ящике, в который успели сунуть кое-что из припасов. Мама кормила грудью маленького Антося, Валя сидела у папы на коленях, положив голову ему на грудь. Мы, как старшие, стояли возле ног мамы и папы.
Машины мчались на запад несколько дней и ночей. Приехали в какой-то город. Видим - барак. Немец грозно приказал вылезать. Мы, как горох, посыпались из машины. Сердце разрывали крики и плачь детей. Послышалась команда:
- Женщины и дети – налево, мужчины – направо!
Мы едва успели попрощаться с отцом. Мужчин куда-то повели, а нас загнали в тесный барак. Там и остались: мама и нас пятеро. Из глаз у всех катились слёзы, крики детей заглушались причитаниями женщин, а немецкие бандиты только посмеивались.
Когда дело подошли к ночи, мама, собрав все лохмотья, какие удалось захватить, постлала нам постель. На ужин ничего не было, и мы голодные легли спать.
Рано утром я проснулась от духоты. Будто камень лежал на груди, дышать было тяжело-тяжело. Я протёрла глаза и увидела, что нет моей мамы. Мне стало страшно. Я подумала: наверное, и её погнали направо. Закрыв глаза руками, я стала плакать и приговаривать: «А кто же нам постельку постелет, кто ж нас согреет?...». Вдруг слышу голос:
- Манечка, дочушка!


Это была мама. Она держала в одной руке малюсенький кусочек чёрного хлеба, в другой солдатский котелок с чем-то тёплым: от него шёл пар. Мама присела возле нас, долго глядела на маленький ломтик хлеба, а потом разломала его на четыре части. Антосю и себе не выделила. Я до самой смерти не забуду того кусочка хлеба, что достался мне тогда. Я никогда не забуду как мне хотелось есть. Так, в страшной духоте и голоде, прошло две недели. Пару раз маме удавалось пробраться за колючую проволоку и достать нам кое-чего из еды. Потом немцы натянули какой-то электрический провод, к которому нельзя было приближаться. В тот же день мама почувствовала себя плохо, температура подскочила до сорока градусов. Пришли санитары и забрали её в лазарет. Только унесли маму, как тут же заболели оба моих брата и обе мои сестрички. Их тоже на носилках куда-то унесли. Это, должно быть, наделала еда.
После долгого упрашивания, один немец дал мне пропуск в лазарет к маме. Собралась в поход, а на душе больно: знаю, мама голодная, а отнести ей нечего.
Назавтра нам первый раз дали супу из капустных кочерыжек, заправленного червями и такого жиденького, что я в своём котелочке нашла только половину кочерыжки, восемь перловых крупинок и десять червяков. После завтрака получили приказ – собираться на работу.
На другой день после завтрака нас построили парами и погнали по мостовой. По тротуарам ходить нам было запрещено: это позволялось только немцам. У каждой из нас на левом рукаве нашивка: «ОСТ». В нашем бараке всем по порядку накалывали и номер. У меня он и сейчас виден на левой руке – 61506. Когда мы шли по улице, немецкие дети плевали на нас, приговаривая: «Русише швайне!». Мы только сжимали в кулаки руки в длинных рукавах: мы знали, что наши не сегодня, так завтра придут сюда с победой и принесут нам свободу.
Проработав на фабрике пять дней, я выпросила выходной. Мне очень хотелось навестить больную маму, но вскоре я узнала, что все больные в лазарете скончались от тифа.


Я проплакала всю ночь напролёт. Перед глазами у меня стояла мама. Возникло в памяти небольшое строение возле нашего барака с надписью    «24-й барак – тёплая вода». В него загоняли людей, плотно закрывали двери и пускали газ. Отравленных отправляли в печь. Золу из этой печи высыпали у нашего барака – немки брали её на удобрение для своих огородов. «Может быть, и мама умерла такой страшной смертью», - думала я.
Наши люди мерли, как мухи. Мы, дети, легче переносили голод, холод и разные болезни. После смерти мамы, я прожила в том бараке ещё два месяца. Однажды – это было в субботу – у нас почему-то не стало видно не одного немца, мы начали разбредаться кто куда. Город наполнился американскими солдатами. Потом здесь появились наши, советские, командиры. Они собрали нас и вывезли на родину. Скоро мы приехали в город Поставы.
Сколько было радости и счастья, когда мы встретили своих! Нас, детей, было очень много, и все мы до гроба будем помнить страшные дни и месяцы, прожитые в проклятой Неметчине.

Маня Кузьменкова

Буду помнить


Нашу деревню подожгли немцы. Моя мама, бабушка и я с братом Толиком убежали в лес. Назавтра, когда мы вернулись из лесу, деревни уже не было – она сгорела дотла. Над пепелищами стоял удушливый дым. Задымленные трубы торчали, как памятники на кладбище.
Мы всей семьёй пошли в соседнюю деревню Воротынь, где жила моя тётка. Там мы оставались недолго. На деревню, как коршуны, налетели немцы, подожгли её, а всех жителей от мала до велика погнали неизвестно куда. Долго  гнали нас по незнакомым местам. Кто отставал, не имея сил идти, тех подгоняли резиновыми палками и прикладами. От ходьбы ноги у меня распухли и посинели. Мама несла на руках Толика. Она так устала, что едва волокла ноги. Лицо её было страшно – белое-белое, с незнакомыми глазами, и все мокрое не то от пота, не то от слёз. Мама долго несла Толика и не заметила, как он умер у неё на руках. Сначала он вроде уснул, а потом и умер, бедный, должно быть от голода и жажды.


Два месяца нас гнали куда-то. Потом на какой-то станции всех посадили в вагоны и повезли. Людей мучила жажда. Я видел, как некоторые, чтобы утолить её, припадали губами к влажным доскам вагонных дверей.
Поезд остановился в каком-то лесу. Людей выгнали на широкую поляну, на которой стояли бараки. Вокруг бараков тянулись ряды колючей проволоки и было очень много часовых. Кто-то сказал, что это концентрационный лагерь.
Маму мою сожгли, бабушка умерла, и я остался из всей семьи один. Я не припомню, сколько времени привёл в лагере.
Однажды утром произошло что-то необыкновенное. Нас не будили, как обычно, резиновыми палками, у дверей не было часовых. Когда мы вышли из бараков, во дворе уже были красноармейцы. Многие плакали от радости. Один солдат взял меня на руки. Я подумал: «Вот какой он сильный – такого большого, а как легко на руках держит».
Солдат держит меня, а у самого на глазах слёзы…

Аркадий Науменко














0 коммент.:

Отправить комментарий